Jump to content
Sign in to follow this  
mr.save

НЛП: Концентрация внимания

Recommended Posts

НЛП словарь: что такое субмодальность

Модальностями в НЛП (и психологии) называют каналы получения информации: зрение - визуальная модальность, слух - аудиальная, ощущения - модальность, речь - дигитальная. Субмодальности тогда - различия внутри модальности. Яркость, размер, положение, цвета, фокус изображения – это субмодальности визуального канала. Точно так же существуют субмодальности аудиального канала: громкость, тембр, стерео/моно. Есть свои субмодальности и у кинестетического канала: ощущения имеют размер, интенсивность, качество (вибрация, сжатие, холод, распирание) и местоположение.

 

В связи с тем, что у меня была определенная возможность все это проверить – я веду группы – просто и задал такое задание группе: – «какая критическая субмодальность определяет ваш фокус внимания»? При этом я употреблял выражение фигура/фон (см. поясняющую картинку), подразумевая под фигурой то, на что обращено внимание, при чем это касается в том числе и аудиального и кинестетического канала. И как человек организует вот это выделение фигура/фон и им управляет? При чем мне не совсем пока понятно, работает ли внимание только с Фигурой, или способно обратиться и к Фону тоже.

Последнее означает следующее. Может ли внимание обратиться к фону так, что бы он фоном и остался, а не превратился в фигуру. Я постараюсь выдать несколько идей по этому поводу и предложить набор упражнений для развития и управления внимания.

 

ФИГУРА/ФОН

Давайте сначала попробуем разобраться в том, как вообще человек различает, что вот это – Фон, а вот это – Фигура. Должно быть некое субмодальное различие между этими двумя вещами, каким-то образом оно должно быть организовано.

Лично для меня это напоминает фокус. Внутренне, на что я обращаю внимание (или внимание обращается) более резкое, яркое, там присутствую цвета и есть движение (если оно вообще есть). Это выглядит немного выпуклым на более плоском фоне. То есть как бы Фигура имеет объем, а фон плоский. Фон серее, гораздо более размытый, не имеет объема и если там есть движение, то оно размытое и практически незаметное.

Фигура гораздо четче и резче, а то, что относится к фону воспринимается более серым, размытым и неподвижным. Кстати, движение на заднем плане приводит к перемещению внимания туда, хотя бы на короткое время. По поводу движения есть некоторые соображения, не совсем НЛПерского характера. Весьма возможно, что движение является одной из критических субмодальностей «генетически» – нашим далеким предкам совершенно необходимо было реагировать не непонятное движение, для того, чтобы вовремя заметить опасность. Хотя с другой стороны, эта стратегия может быть просто регулярно считываться, и если у «учителя» она по какой-то причине отсутствует, то и ученика она может не работать тоже.

Я бы набрался смелости и сделал предположение, что зона 1 (Область Фигуры) – это зона Первого Внимания (Внимания Сознания), а зона 2 (Область Фона) соответственно зона Второго Внимания (Внимания Бессознательного). Эти термины я, с вашего позволения, и буду пользоваться дальше, осознавая всю спорность их применения. Весьма возможно, что это может быть хорошей метафорой и различию между сознанием и подсознанием. Сознание – это Фигура, что-то яркое, контрастное, четкое и маленькое по отношению к целому, а подсознание – более размытое, серое и большое.

При работе на группе было замечено что у большинства приблизительно такой же способ выделения Фигуры. Это как бы пятно на более незаметном фоне. При этом критическими субмодальностями для визуального канала наиболее часто называли:

резкость
яркость
контрастность

 

На эти три субмодальности пришлось порядка 3/4 от общего числа. Встречались такие критические субмодальности как:

направление
объем
размер (искажение реального размера)
расстояние

 

Был очень интересный способ у одной девушки. У нее была рамка, которая ограничивала область фокуса внимания, а все остальное было заполнено черным цветом. То есть она видела практически то, что находилось в зоне Первого Внимания. По всей видимости такая способ организации позволяет иметь очень высокую степень концентрации, но при этом совершенно не работает бессознательное, по крайней мере в обработке визуального изображения. И действительно, с чем работать, если информации нет?

Для аудиального канала распределение было несколько иным. У почти 80% критической субмодальностью была громкость, среди остальных встречалась:

резкость звука
направление
стерео–моно
изменяемость (фон монотонный)

 

Правда исследовалась только восприятие голосов, но, я думаю, для остальных типов звуков будет нечто схожее.

 

УПРАЖНЕНИЯ: ФИГУРА/ФОН

Поработать с управлением внимания можно так.

Возьмем хорошо знакомую картинку, на которой можно видеть либо два профиля, либо белую вазу. И попробуйте определить, что происходит, когда вы видите два профиля, а когда белую вазу. Если ничего не делать, то через некоторое время фигура начнет «мигать» – вы можете видеть то вазу, то профили. При чем это мигание будет происходить с определенной частотой.

 

Для меня что бы были видны профили они должны стать более резкими, а фон как бы отдаляется назад. При этом белая часть как бы становится более серой и размытой. Для того, чтобы видеть вазу, надо сделать белую часть рисунка более яркой и резкой.

 

После того, как вы определите критическую субмодальность вашего внимания, можно потренироваться на ее сознательном управлении (пусть например это яркость). Попробуйте научиться делать нужную вещь более яркой. Через какое-то время это уже станет более автоматизированным и автоматическим. Для объекта тренировки может подойти что угодно: карандаш на столе, фотография в газете, реклама на стене в метро или лэйбл фирмы на этой рекламе.

 

Так же, по видимому, стоит поработать со следующими вещами:

 

- Размер Фокуса

Попробуйте потренировать размер фокуса – размер пятна внимания. Очень часто его размер может быть вещью неуправляемой. Весьма возможно, что размер фокуса достаточно сильно связано с «объемом осознавания». Во вторых, это может быть весьма полезно для того, чтобы развивать скорость чтения.

 

Одна из вещей, с которой работают при занятиях скорочтением – это как раз возможность увеличения области внимания. Очень часто при чтении вы за раз можете захватывать три-четыре буквы, хотя гораздо более удобно воспринимать как минимум целое слово.

Это немного напоминает развитие компьютерных процессоров – каждое новое поколение увеличивает объем «захватываемых» за один раз данных: начиналось все с 8 разрядов, а сейчас уже появились 64 разрядные. Работать можно так: пишите, а потом мысленно представляете себе это слово. Начинаете с односложных (2-3 буквенных), а далее идете к двум и более слогам.

 

-Аудиальный канал.

До этого говорилость в основном про визуальный канал. Естественно, есть слух и ощущения. Со слухом можно поработать аналогично (при чем если у вас есть навык при работе со зрением, то работать с остальными каналами восприятия будет намного проще).

Возьмите запись какой-нибудь музыки с постоянным инструментом (то есть на протяжении всей мелодии есть например ударные или бас-гитара) и попробуйте выделять то этот инструмент, то всю музыку целиком, то другой инструмент, то голос (если есть).

Определите критические субмодальности (скорее всего будет громкость, только не магнитофона, а "внутренняя", то как вы воспринимаете это внутри). И начинайте тренировать эти субмодальности на самых разных источниках звука. До тех пор, пока у вас не получится достаточно свободно выделять нужный объект (делать его фигурой).

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...